“Ты знаешь, на что смотришь?” — спрашивает американец на террасе ресторана в центре Абу-Даби, указывая рукой на пейзаж с небоскрёбами. И тут же сам отвечает: “На три триллиона долларов инвестиций. Мы находимся в самой насыщенной богатством зоне на планете — нефтяные деньги перенаправляются сегодня в самые захватывающие направления, какие только может предложить мир”.
Огромный конференц-зал отеля “Мандарин” — колоссальный и роскошный даже по местным меркам — был заполнен от края до края переговорами с иностранными партнёрами. Даже спустя четыре с половиной года после соглашений Авраама, картина на конференции MEAD остаётся невероятной: ливанцы, израильтяне, эмиратцы, катарцы, малайцы. Это — “новый Ближний Восток” в духе Шимона Переса, за вычетом палестинцев.
Абу-Даби — арабская версия “Altneuland” Теодора Герцля: западный анклав в сердце Ближнего Востока, многонациональный и ультрасовременный. Хотя, разумеется, не до конца: недавно здесь заблокировали возможность голосовых звонков в WhatsApp, вероятно, из-за трудностей с прослушиванием. В Абу-Даби не запирают двери на ночь, но открыть значительную часть мобильных приложений невозможно.
Трудно поверить, что мы всего в двух часах лета от Дамаска, в трёх — от Газы. Несколько недель назад я побывал в сирийском районе, находящемся под контролем Израиля: там полураздетые дети без школ бегают по полям за солдатами ЦАХАЛа, прося энергетический батончик. Нет проточной воды, электричество — только от генераторов. Тридцать долларов в месяц — средняя зарплата, эквивалент завтрака в Абу-Даби.
Эмиратцы оказывают сирийцам и жителям Газы щедрую помощь, но вовсе не стремятся выступать против присутствия ЦАХАЛа в регионе. Высокопоставленные представители страны избегали критики плана Трампа по зачистке и аннексии сектора, а также возможного распространения суверенитета на Иудею и Самарию, ограничиваясь формулой: “У вас будут проблемы с другими странами”.
Поворотный момент на пути к соглашению с Эмиратами наступил весной 2020 года, когда их посол в Вашингтоне опубликовал в “Едиот ахронот” статью с призывом к Израилю отказаться от аннексии в обмен на нормализацию. Реальный израильский план на тот момент предполагал аннексию Маале-Адумим с последующим отказом от остального в обмен на мир с умеренными суннитами, но статья опередила этот шаг. Сегодня, спустя полтора года войны, в воздухе снова чувствуется приближение новой нормализации. Будь я редактором этой газеты, я бы уже держал место на первой полосе под следующую статью.
Перевел Хаим Наймарк.